Статья для журнала “Бизнес-парк”, Красноярск
Автор: Анастасия Давлетшина, руководитель davleta.ru, пишет из Италии, Умбрии.
Так что, твой бизнес накрылся медным тазом?
Ну, фактически – да, – честно признаюсь я. Заниматься украшениями в мире, когда не хватает масок, а цена на антисептики взлетела до уровня соразмерному баррелю нефти – глупо. Все более или менее в теме бизнеса предвидят снижение процента покупок в секторе Люкс. Мода отходит на третий план, когда на первый выходит необходимость платить по счетам квартиры, покупать еду и предметы первой необходимости.
Вы знали, что 65% рынка Люкс потребляется в Китае? Все мировые бренды, в том числе и модные дома Италии, у которых есть магазины и бутики в поднебесной, за время буйствования коронавируса, закрывали свои двери, и просели в продажах из-за изменения рынка.
Влияние «сезонного гриппа», как многие пытаются говорить о короновирусе, в Италии почувствовали сразу, и последствия пройдутся еще по всему миру. Где-то они будут не такими серьезными, где-то они кардинально изменят экономику, но совсем отрицать и отмахиваться от этого глупо. Про турагентства и авиакомпании, которые очевидно зависят от перемещений и карантина – говорить нет смысла.
Слово «Карантин», кстати, «изобретено» в Италии. Первоначально слово «карантин» означало «время, из сорока дней состоящее» (итал. quaranta giorni — «сорок дней»). Оно было впервые использовано в XIV веке в Венеции для отсрочки входа в порт кораблей, прибывающих из других стран. Именно на такой срок все судна должны были встать на якорь на некотором расстоянии от берега, перед тем как они смогут разгружаться.
Если говорить о самой Италии, то ее экономика на 12% построена из туризма, зависит от притока иностранцев, проходящих через границу, которых насчитывается более 60 миллионов человек в год.
Италия сплочилась перед новым вирусом. Неверие переросло в озабоченность и позже в единодушие. Власть сказала, что надо сидеть дома – будем ради страны и других, как бы тяжело это ни было. А для Итальянцев сидеть дома – очень тяжело. Дома они бывают разве что ночью. С утра перед работой завтрак в виде кофе и корнетто в баре внизу, обед они могут проводить с семьей дома или у родственников, в ресторане с коллегами или даже друзьями, а могут к маме заскочить, а на ужин довольствуются перекусом (апперитиво) в баре. Культура Италии состоит из коммуникации и знакомства, она маленькая, все друг друга знают, и бизнес строится по этим же принципам.
Во время карантина им очень тяжело оставаться дома. В интернете читаю истории, как жена случайно в карантине узнала, что у мужа уже 12 лет как любовница есть, теперь они ругаются каждый день, весь дом это слышит и переживает, как развернется ситуация, не хуже мыльной оперы. В мессенджерах все друг друга подбадривают, шлют картинки, договариваются о флеш-мобах на балконах – опять же коммуникация. Ди-джей на крыше дома развлекает весь квартал, люди ему аплодируют со своих балконов, кто-то приносит свой музыкальный инструмент, дети подсвистывают, домохозяйки хлопают крышками кастрюль – все, только чтобы быть едиными.
Меня поразил текст одного предпринимателя Federico Palmieri (Федерико Пальмиери):
«Если у вас сложилось впечатление, что ваша страна пустынна, а ставни магазинов опущены, помните, когда карантин закончился, если вы не поможете торговцам в вашем городе, эти ставни больше не откроются, и вы будете жить в жутком городе навсегда. Эти маленькие магазины поддерживают город, я думаю, что сейчас, как никогда, вы понимаете это.
Помните, что они теряют в эти дни и жертвы, которые они принесут, когда они снова откроются. Не увлекайтесь ненужными покупками в Интернете, потому что вам не нужны бесполезные вещи в карантине, просто держите эти деньги в кармане, чтобы тратить их, когда выходите из дома.
От имени всех продавцов, спасибо.»
Изменится ли экономика Италии? Люди начнут больше экономить, момент спада вируса непредсказуем, и я думаю, что еще месяц после объявления завершения карантина, мы будем продолжать часто мыть руки, соблюдать дистанцию, а кто-то и будет носить маски.
«Чего вам больше всего сейчас не хватает во время карантина?» – друзья проводят опрос в фейсбуке. Кто-то пишет: «Масок», «Дизинфектанта», «Кофе»… Но победил ответ: «Обнимания и рукопожатий при встрече». Будет ли сложно снова привести туристов в Италию? Скорее всего нет, потому что все любят Италию, сострадают, переживают и ждут окончания карантина.
Что же будет с сектором Люкс? Опрос, проведенный Vogue в Китае, выявил, что 65,3% не изменит покупательские привычки в связи с действием вируса. А эти цифры внушают оптимизм. Хотя стратегии продажи, скорее всего придется пересматривать. Больше появится вакансий из сектора онлайн, больше уйдет во фриланс, курьерские службы выйдут на пик востребованности.
Коснутся ли эти изменения России? Зависит от того, насколько быстро и верно среагируют власти, руководство компаний. Географические и культурные особенности России могут помочь пережить короновирус без последствий для экономики, и без изменения ее структуры.
Диверсификация финансовых источников, в том числе и в моем случае, позволит поддержать любимое дело, вывести на другой уровень. На то оно и любимое…
В конечном счете экономика – это тоже живой организм, который без развития и адаптации погибает.